К проблеме сексологической оценки эротической продукции в ракурсе «Закона об общественной морали»

В связи с выходом в свет «Закона об общественной морали», регулирующего вопросы распространения в Украине эротической и порнографической продукции, возникает проблема адекватной, взвешенной сексологической и психолого-искусствоведческой оценки. Предложены сексологические критерии оценки грани «эротика/порнография» для соответствующих органов юстиции.

 

Ключевые слова: эротика, порнография.

 

Достаточно очевидно, что в демократическом, гуманистически ориентированном обществе целесообразно ориентироваться на широкий спектр потребностей различных слоев населения, а не на собственное субъективно личное видение морали, которое может формироваться не на основе объективных интегральных знаний из различных наук, вливающихся в научную сексологию, а под воздействием «артефактов». Это, например, влияние дисгармоничного воспитания с нетерпимостью к альтернативным суждениям по различным аспектам общественной жизни, либо в связи с какими-то собственными мнимыми или реальными проблемами сексуальной сферы.

 

По мнению В.В. Кришталя [2], сексографическое искусство является одним из видов информации, на которую имеет право каждый человек, а ограничение его распространения должно заключаться в отведении специальных мест, где желающие могут приобрести или ознакомиться с произведениями сексуального характера, в то время как дети и те, кого это не интересует, не будут с ними соприкасаться. Проведенные в Дании исследования показали, что знакомство с данного рода продукцией не оказывает негативного влияния на сексуальность человека и не приводит к увеличению числа сексуальных преступлений. Отсутствие точного определения и критериев оценки порнографии по существу делает невозможной ее объективную судебную экспертизу, и нередко эксперты, оценивая произведения сексуального содержания, на самом деле высказывают свое личное отношение.

 

Известно, что при достаточно высоком уровне эротической культуры, как показал опыт Голландии, Дании и ряда других стран, спрос на порнографию (в истинном значении этого слова) неизменно падает [16].

 

На фоне «морализации» эротики в целом, следует осознавать и то, что половая жизнь представляет могущественнейший фактор индивидуального и общественного бытия, главнейший импульс для работы, приобретения собственности, для основания домашнего очага, для пробуждения альтруистических чувств. А так как «основной инстинкт» является стержневым законом Природы, - необходимым условием функционирования жизни на нашей планете и фундаментом развития этики, эстетики, религии, а также многих других элементов духовной культуры человечества.

 

Так, Г. Гитин [1], перефразируя 3. Фрейда, ориентирует на то, что общество создало высокий идеал нравственности с ограничением влечений, не заботясь о том, насколько трудно дается это послушание каждому в отдельности, но оно не настолько хорошо организовано, чтобы могло вознаграждать каждого индивида соответственно размерам отказа от удовлетворения влечений, - таким образом, общество предоставляет индивиду решение вопроса о том, каким путем он может получить достаточную компенсацию за привнесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие.

 

Следует отметить то, что сексографическая продукция может стимулировать фантазии, которые, в свою очередь, могут иметь вспомогательное адаптационное значение, гармонизирующее сексуальную сферу [3, 6].

 

Часть населения в силу наследственной патологии, приобретенных нарушений здоровья имеют серьезные проблемы в сексуальной сфере, особенно это касается инвалидов. Адекватная сексографическая продукция может, в какой-то мере, являться «компенсаторным» фактором в решении данной проблемы. Насколько морально лишать достаточно многочисленную группу пациентов такого рода «эротической адаптации»?

 

Современное законодательство в этой сфере предусматривает научно-обоснованный подход искусствоведов, сексологов в определении грани эротика/порнография и это прерогатива специалистов-экспертов, а не любителей продемонстрировать свою «нравственность напоказ». И для «ярых» поборников морали и нравственности, с нашей точки зрения, свой энергопотенциал следовало бы направить на проблему индустрии через СМИ насилия, что достоверно обладает криминально-индуцирующим воздействием.

 

Одной из характеристик современной массовой культуры является навязывание индивидууму агрессивного поведения мужчины в качестве стереотипа «героя», «супермена», «секс-символа».

Исследование мотивации и провокационных механизмов сексуального насилия у осужденных за подобные действия лиц выявило стимулирующую роль именно сцен насилия, агрессии, членовредительства и убийства [4]. Сцены сугубо эротического и сексуального характера, вопреки укоренившемуся в обыденном сознании мнению, провоцирующим личность к совершению противоправных действий фактором не являлись.

 

Потребность массовой культуры, по мнению Л.М. Щеглова [5], в завлечении потребителя приводит к эксплуатации темы насилия как путем ее расширения, так и путем углубления. Этот процесс, в свою очередь, стимулируется привыканием потребителя к продукции данного типа, что, с одной стороны, требует постоянного предложения ему очередных «произведений», и с другой (в целях стимуляции интереса) -постоянного изменения ее качества, т.е. создания все более натуралистических и «душераздирающих» сцен со смакованием деталей и подробностей насилия.

 

Лица с предрасположенностью к агрессивному поведению получают реальную стимуляцию к переходу к действиям; остальные, в т.ч. дети и подростки, получают подробную информацию о возможности и технике осуществления подобных действий, что и апробируется в жизни за счет естественного любопытства, присущего этому возрасту, усваиваются образцы агрессивного поведения в качестве одного из стереотипов обычного, нормального человеческого поведения, т.е. возникает ощущение свободы от моральной ответственности.

 

По мнению Г. Гитина [1], порнография, как таковая, находится за пределами понятия искусства: не создает художественных образов действительности, а лишь демонстрирует ее сексуальную сферу в подчеркнуто грубой и примитивной манере, выявляя не эмоционально-чувственную, а утилитарно-техническую сторону этой сферы. И ведущая особенность порнографии заключается, прежде всего, в проституировании сексуального влечения, в низведении его до уровня акта отправления естественной надобности. Но различия между эротическим искусством и порнографией зачастую утрачивают свою внешнюю очевидность в некоей пограничной зоне, называемой «жесткой эротикой». Для жесткой эротики характерна повышенная доля натурализма, откровенности в изображении сексуальных эпизодов, но эта откровенность не вступает в противоречие с образным строем произведения, а лишь усиливает остроту сюжета, подчеркивает те или иные психологические особенности персонажей. Такой стиль может быть естественен и правомерен, учитывая особенности жанра произведения, основной пружиной действия которого являются сексуальные переживания и устремления его героев [1].

 

Логичнее решать эти неоднозначные проблемы специалистам-экспертам, а не «любителям» в данной сфере, требующей квалифицированного, интегрального подхода к информационным носителям в определении грани эротика/порнография и возможного медико-психологического воздействия на здоровье населения.

 

Коль уж вышел Закон Украины об общественной морали (Закон України "Про захист суспільної моралі" № 1296-IV від 20.11.2003), затрагивающий аспекты эротики и порнографии (Из Закона: "Порнографія - вульгарно-натуралістична, цинічна, непристойна фіксація статевих актів, самоцільна, спеціальна демонстрація геніталій, антиетичних сцен статевого акту, сексуальних збочень, зарисовок натури, які не відповідають моральним критеріям, ображають честь і гідність людини, спонукаючи негідні інстинкти"), то, очевидно, и сексологам есть смысл высказать свои аргументы в отношении чрезмерно активной борьбы правоохранительных органов с порнографией, а заодно, и с эротикой.

 

Предлагаемый авторский подход в оценке сексографической продукции основывается не только на современных данных научной сексологии и сексопатологии, но и опирается на мнения ведущих сексологов Украины, России, включает и авторские клинические наблюдения соответствующего контингента пациентов. Предлагаемые критерии не претендуют на истину последней инстанции и ориентируют на взвешенный, научно-обоснованный подход, а не на личные эмоции и вкусы конкретного индивида с психоэмоциональными проблемами телесно-ориентированного регистра и желанием коррегировать продукцию, которая ему лично издателями не предназначалась.

 

I. Сексологические предпосылки расширения границ эротики в современном социуме.

 

1. Динамика социальных и эволюциошю-биологических процессов, происходящих в демократических государствах мирового сообщества.

 

2. Право человека на информацию, в том числе, сексогра-фическую.

 

3. Особенности интегральных, культуральных, интеллектуальных, научных, духовных общественных тенденций в Украине на современном этапе.

 

4. Определенная, широта спектра моральных, духовных, интимно-личностных, возрастных норм различных групп населения.

 

5. Отсутствие достаточно широкого спектра легальной эротической продукции для населения, которая в цивилизованных государствах вытесняет порнографию, приводит к повышению поступлений нелегальной порнопродукции к тем же потребителям («биологический заряд» сексуального интереса никуда не исчезает во время борьбы с эротикой, а трансформируется в социально более опасные действия).

 

6. Отсутствие научно обоснованных исследований в мире, доказывающих негативное влияние сексографической продукции на личность и общество.

 

7. Наличие аналогов сексографической продукции в виде признанных шедевров мирового искусства, т.к. фотохудожник эротического жанра также в праве претендовать на всемирное признание.

 

8. Адаптирующее значение сексографической продукции для инвалидов, лиц с сексуальными нарушениями на фоне врожденных и приобретенных нарушений здоровья, включая грубые пороки развития (что иногда обусловлено неразумной производственно-экологической политикой государства, которое может еще и запретить «эротическую адаптацию»).

 

9. Моногамное познавание мира женщин, гармонии, чувств, эмоций, целостности телесной красоты (исследовательское поведение в биологическом мире считается одной из предпосылок развития духовности).

 

10. Субъективность оценки эстетической красоты, учитывая отсутствие регламентации творчества и искусства, наличие различных направлений творчества художников и их почитателей.

 

Сексологические критерии грани порнография/эротика, предложенные экспертным структурам Министерства юстиции Украины.

 

II. Критерии порнографии.

 

1. Явные криминальные действия.

 

1.1. Ближний и дальний ракурс.

 

1.2. Садистические признаки сексуального насилия вопреки желаниям жертвы или в беспомощном ее состоянии: кровоизлияния, кровоподтеки, переломы, ранения, орудия насилия и убийства с направленностью на жертву, вспомогательные элементы (наручники на жертве, утюг, обнаженные клеммы электропроводов, режущие, колющие, огнестрельные предметы и пр.), беспомощное состояние жертвы; групповой характер действий.

 

1.3. Визуализация женских половых органов во взаимодействии с половым членом или введением других предметов и частей тела в женские половые пути. Сопровождение в виде страдальческой, мученической мимики жертвы.

 

1.4. Некрофилия, как композиционная результирующая убийства на сексуальной почве, или без него, с явными признаками смерти и сексуального взаимодействия с трупом (надругательство над трупом).

 

1.5. Педофильные действия: демонстрация обнаженного ребенка в ситуационно-сексуальном контексте, петтинг, кои-тальное взаимодействие.

 

1.6. Зоофилия с всевозможным взаимодействием человека с животным в варианте генитально-генитальном, орально-генитальном, анально-генитальном, включая и имитацию сексуального взаимодействия.

 

1.7. Акт эксгибиционизма с мастурбаторным компонентом и реакцией эмоциональной подавленности, болезненного реагирования жертвы.

 

2. Циничный контекст сексуального взаимодействия гетеросексуального характера.

 

2.1. Прицельно акцентирован крупный план явно введенного состояния: эрегированного полового члена во влагалище, в полость рта, анус, промежностно (в т.ч. между прижатыми бедрами), подмышечно, между молочными железами, в кистевой захват; а также, фаллоимитатора, частей тела партнера, других предметов в половые пути женщины.

 

2.2. Явные признаки семяизвержения, мочеиспускания, дефекации на части тела и в полости партнера, в его присутствии и в его отсутствии (сами действия или явная результирующая таких действий).

 

2.3. Крупный план цинично акцентированных мастурба-торных действий: признаки введения пальцев, фаллоимитатора, других предметов в половые пути женщины; эрегированный половой член с обхватом ладонью, пальцами, с использованием дополнительных приспособлений, обхватывающих член (кольца и пр.).

 

2.4. Групповой характер коитальных действий в ближнем и дальнем ракурсах с демонстрацией взаимодействующих гениталий.

 

2.5. Сексуальное взаимодействие с участием лиц с явными признаками инвалидности как физического, так и психического характера, имеющее цинично-перверсную или унижающе-высмеивающую направленность в отношении инвалидов, лиц, явно страдающих различными заболеваниями психического, соматического здоровья.

 

3. Гомосексуальное (мужское) взаимодействие.

 

3.1. В ближнем и дальнем ракурсах.

 

3.2. В изданиях, специализированная гомосексуальная направленность которых не оговорена на обложке (как предмет сексуального назначения для специального континген-та).

 

III. Критерии жесткой эротики.

 

1. Партнерские взаимодействия нормативной гетеросексуальной направленности дальнего ракурса без явной (частичной, размытой и пр.) визуализации взаимодействия половых органов.

 

2. Изображение крупным планом только женских половых органов, не являющихся элементом композиции различных ракурсов модели.

 

3. Имитативные действия с элементами иерверсного характера, за исключением угрозы садистической (в том числе, групповой) расправы, некрофилии, зоофилии, педофилии.

 

IV. Критерии эротики.

 

1. Полуобнаженные и обнаженные модели женского пола, с частичной демонстрацией области ягодиц, лонной области, с полной демонстрацией молочных желез, что оправдано эстетическим выражением фотохудожественного образа.

 

2. Изображения женских половых органов крупным планом, включая пальцевое разведение половых губ, но в рамках художественной композиции изображений, в качестве лишь эпизода укрупнения ракурса.

 

3. Наличие в качестве фона обнаженной модели косвенных элементов диапазона сексуальных фантазий (бытовые металлические предметы, спортивные тренажеры, кожаная одежда, мебель, посуда, игрушки и пр.).

 

Возможно, с течением времени и однозначная порнографическая продукция займет свою нишу, предусмотренную законодательством, с соответствующими повышенными мерами ограничения доступа определенных слоев населения, -как продукция сексуального назначения, с соответствующим налогообложением?

 

Заслуживает внимание опыт экспертно-сексологических разработок специалистов России, выделяющих отдельно понятие - «криминальная порнография», которая требует однозначных юридических санкций, что в достаточной мере позволяет более четко ориентироваться экспертам в сексо-графической продукции. Применение данного подхода авторам видится очень перспективным и достаточно демократичным.

 

Предлагаемые критерии, конечно, требуют дальнейшей доработки и участия специалистов различного профиля: сексологов, искусствоведов, психологов, - учитывая, что в мире эти аспекты не имеют четких границ, то и авторы не претендуют на абсолютность данного подхода, а лишь призывают к междисциплинарной дискуссии.

 

До проблеми сексологічної оцінки еротичної продукції в ракурсі «Закону про суспільну мораль»

А. В. Любарський, І.С. Ліпунов

У зв'язку з виходом у світ «Закону про суспільну мораль», що регулює питания розповсюдження в Україні еротичної і порнографічної продукції, виникає проблема адекватної зваженої сексологічної та психолого-мистецтвознавчої оцінки. Запропоновано сексологічні критерії оцінки грані «еротика/порнографія» для відповідних органів юстиції.

 

Ключові слова: еротика, порнографія.

 

То the problem of the sexological evaluation of the erotic production foreshortened the «Law about the public morality» A.V. Lyubarski, I.K. Lipunov

Tn connection with the issue of the «Law about the public morality», regulating the problems of the spreading the erotic and porno-producion in Ukraine it is arisen the problem of the considerated sexological and psycho-art evalution. The sexological ariteria of the evouation of the brink «sexuality/pornography» for corresponding justice bodies have been

 

proposed. Key words: sexuality, pornography.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гитин В.Г., Скорняков Е.И. Феномен порнографии. Харьков: Торсинг; 2002.

2. Кришталь В.В., Григорян СР. Сексология: Т. 5. Судебная сексология. Харьков; 1999: 102.

3. Любарский А.В. К вопросу этоло-гического подхода в оценке полигамии в медицинской сексологии. В: Христианство, религия, здоровье: Материалы междунар. конф. Симферополь; 1995:79-81.

4. Щеглов Л.М. Междисциплинарный

подход к сексуальности человека. В: Сексопатология и андрология: Лекции для врачей. Вып. 3. К; 1996: 65-76.

5. Щеглов Л.М. Агрессия, сексуальное насилие и культура. В: Нарушение сексуального здоровья: Материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Харьков: Акад. сексол. ис-ний; 1997: 48-50.

6. Masters W., Johnson V., Kolodny R. Мастере и Джонсон о любви и сексе: Пер. с англ. Т. 1; 1999:244-260.

 

Статья опубликована в журнале "Здоровье мужчины", №2(13), 2005

 

А. В. Любарский, И.С. Липунов
г. Симферополь

Дата публикации: 2005-06-11 (1951 Прочитано)

http://urology.com.ua/pagesid-614.html