Хочется поделиться своим опытом. Все равно, в какой системе вы ведете учет, эти данные могут быть вам полезны. Особенно если  это крупный магазин.

Основные отчеты

Рекомендации по отчетам

1. Некоторые отчеты лучше всего запускать сразу по всем объектам учета с утра и сохранять их в файл. Это быстрее, чем формировать их в середине дня - например, остатки товаров и долгов по поставщикам.
2. Для формирования отчетов каждому пользователю автоматически можно ночью делать копию базы на его компьютер. В этой вчерашней базе гораздо быстрее формируются отчеты, например, продажи за месяц. Кроме того, база очень надежно архивируется!

Остатки товаров

Остатки товаров на одном или нескольких складах, с выводом остатков по каждому складу и итога по всем.
Остатки в количественном выражении, в себестоимости, протаксированные по розничной или закупочной цене. Сумма наценки товаров.

Остатки по поставщикам

Если в конфигурации не реализованы специальные средства для учета остатков по поставщикам, можно выбирать приходные документы (закуп, перемещение) за определенный период (2-3 месяца) от даты, на  которую нужны остатки и определять чьи же это остатки. Естественно, такой отчет будет формироваться долго, поэтому его лучше запускать в конце(начале) дня и сохранять в общедоступный файл.
Имеются две формы отчета:
1. Краткая: поставщик - сумма остатков (по розничной или другой цене).
2. Полная: дополнительно по каждому поставщику количество товаров.
Если товар находится в минусах, то невозможно определить, какой поставщик его поставлял, следовательно они попадают в отдельную группу, которую можно анализировать.

 

Рейтинг продаж

Позволяет сортировать товары по обороту, количеству или прибыльности продаж. Также можно выводить остаток товара и товарный запас. Товарный запас определяется как остаток товара разделенный на скорость продажи товара, которая определяется как объем продажи за период на длину периода отчета в днях.

Если в конфигурации не реализованы специальные средства для учета остатков по поставщи

Симпатии покупателей

Сортирует товары по количеству людей(чеков), купивших данный товар. Требует накопления информации о чеках.

Неходовые товары

Отчет по неходовым товарам, которые не продаются в течении определенного периода (на практике удобно две недели). Товары сортируются по убыванию остатка. По товарам во главе списка имеет смысл провести инвентаризацию, чтобы убедиться что товар действительно не продается, ведь большое количество может быть следствием пересорта, т.е. товар продается по другой карточке.

Движение товара

Отчет по движению товара. Поверьте, можно получить быстрый отчет по движению товара за любой период - видеть приход, продажу, расход и результаты ревизий в одном отчете. Могу настроить (для 1С). В любом случае, можно настроить простой отчет, который будет искать ссылки на товар во всех документах за указанный период и выдавать список этих документов и реквизиты строк, в которых встречается товар.

Взаиморасчеты

Взаиморасчеты с поставщиками, покупателями и общие (по покупателям и поставщикам). В краткой форме только сумма начального, конечного долга, приход, расход за период, в полной дополнительно информация по документам движения долга за период

Розничный учет

Принцип розничного учета заключается в том, что любое движение товара (приход/расход) выражается суммой приходящего/уходящего товара в розничной цене на момент движения. Если розничная цена увеличивается/уменьшается, то общая розничная сумма остатков товаров увеличивается/уменьшается на разницу цен, умноженную на остаток товара на момент переоценки.
Сложность ведения учета в розничных ценах в необходимости переоценок. Однако не всегда возможно точно посчитать количество товара на момент переоценки, особенно в крупных магазинах, где товар может быть распределен по всему торговому залу. Кроме того, не всегда можно посчитать количество товара в середине дня, когда идет его продажа, поэтому переоценки обычно или делают на конец дня, или снимают товар с продажи.
Реализованный в нашем супермаркете алгоритм учета в  розничных ценах не использует переоценки. Используются цены на конец дня, независимо от того, как они менялись в течении дня.

За период отчета (НачДата, КонДата) для каждой товарной позиции в компьютере вычисляются показатели:

Начальная цена - цена на начало НачДата.
Конечная цена - цена на конец КонДата.
Начальный остаток товаров - остаток товара на начало НачДата * Начальная цена.  
Конечный остаток товаров - остаток товара на конец КонДата  * Конечная цена.  
Выручка - СУММА (Проданное количество * Цена продажи).
Скидка с продаж  - СУММА ((Проданное количество * (Конечная цена - Цена продажи))
Переоценка  - Начальный остаток товаров * Начальная цена
Сумма остальных движений - СУММА (Количество движения * Конечная цена) - так таксируются остальные движения - приход, возврат, списание и т.п.

Если отчет запускается за одну дату, то сумма скидки наглядно демонстрирует скидку с продаж, которая может быть и по вине операторов учета и по вине операторов продажи.
Сумма переоценки показывает, как изменились цены за день.

Если отчет запускается за большой период, для корректного учета необходимо вычислять все параметры за каждый день, а потом суммировать. Но так как такой отчет достаточно сложный, приближенно можно вычислять параметры за весь интервал, по ценам на конец отчета.

Пример отчета - 1sroznuch.zip

Контроль

Если у вас товара столько, что его нельзя пересчитать за пару часов, то ревизия устраивается редко. И если товара не хватает, виновных искать поздно - нету и все. Используйте мощь компьютера, чтобы не делать ревизию каждую неделю. Технология проста, следуйте ей регулярно и вопросов будет все меньше:
1. Каждый день делаете отчет по минусам. То, что товар ушел в минус, говорит о возможном пересорте или ошибках продажи. Приходуйте минуса и делайте мини-ревизии только по тем группам, где возникли минуса, а не по всему товару.
2. Раз в неделю делайте отчет по товарам, для которых не было движения  в течении двух недель, а остаток висит. Так вы найдете товары, пересортировавшиеся с минусами, или украденные.
3. При разборках используйте отчет по движению товару, где виден: приход, продажа, расход, результаты ревизий по дням, документам.

Сроки хранения

Для вашего имиджа и приятных встреч с обществом защиты прав потребителей следите за сроками годности. Возможны разные способы:
1. Без компьютера. На ценники пишется минимальный срок годности. При подходе срока весь товар пересматривается и на ценник пишется новый срок годности. При выкладке проверяется, чтобы новая партия была по сроку позже, чем на ценнике. Дешево и сердито.
2. Еще способ без компьютера - рисуем табличку. В столбцах - даты, в строках - товары. При приемке партии товара ставим крестик напротив той даты, где кончается срок товара. Тоже удобно и более надежно.
3. Компьютерный способ - та же табличка, только в компьютере. Плюс автоматический отчет по подходящим срокам годности. Статистика касс и покупателей

Это доводит до инфаркта!

Товар заставили куда-то далеко и он испортился, или деньги за него заплатили
Холодильник выключился на ночь и все растаяло
Товар удачно продался не по той цене
Деньги были выданы не поставщику, а похожему на него человеку
База полетела из-за экономии на бесперебойниках
В туалет смываются ложки, прокладки и приходится проставляться сантехникам
Накладные благополучно теряются или забиваются дважды

Держи вора!

Магазин и склад - благодатная почва для проявления недобросовестности сотрудников и покупателей. Поэтому держите вора!

Берегите компьютеры, базу и админа!

Постоянно архивируйте базу, желательно автоматически, ведь системный администратор тоже ошибается.
Храните архив на ZIP. На винчестере славные вирусы уничтожат ваши базы в один день и час. Храните ZIP в другой комнате (на случай пожара).
Удобно иметь архив базы по Пн,Вт,Ср,Чт,Пт,Сб,Вс, еженедельный и ежемесячный архив. Все это записывайте на CD-ROM.
Не подавляйте нормальное человеческое желание поиграть - заведите компьютер-отстойник, на котором можно поиграться и посидеть в Интернет. Желательно отключить его от Сети.
Купите же наконец бесперебойник
Каждую ночь запускайте переиндексацию
Периодически закрывайте базу. Закрытые базы храните на всякий случай готовыми на разных компьютерах.

Остальное, к сожалению, представляет коммерческую тайну. Доходите своим умом. Удачи!!!