Жизнь в реальности и общение в сети породили
у меня несколько забавных психологических наблюдений. Хочу поделиться ими с
вами.
Очень часто в жизни и, особенно, при
общении в сети, встречаются люди, готовые избить человека только за его мнение,
отличающееся от их мнения или общепринятого.
При этом обычно они называют себя блюстителями
нравственности, закона, морали, борцами со скверной.
Однако, если
спросить этих Робин Гудов, а собираются ли они отвечать по закону за нанесение
телесных повреждений, сразу становится понятным, что отвечать им страшно. Т.е.
напасть на слабого они могут, а когда закон их
призовет к ответу, они трусливо склоняются перед законом.
Проанализируем ситуацию – закон однозначно
запрещает физическое насилие над людьми. Насилие однозначно трактуется как
преступление. Люди, которые избивают инакомыслящих, по сути, с точки зрения
закона, творят запрещенный самосуд. Такими поступками люди подрывают доверие к
закону, а не способствуют законности.
Единственный вариант, когда такое
поведение допустимо – это неработоспособность закона. Но в таком случае идейный
борец за законность должен принципиально понести ответственность по
несправедливому закону, и на суде заявить, что он не признает закон.
А что мы видим на практике? Когда дело
доходит до суда, начинается лжесвидетельство, запугивание свидетелей и
потерпевших. Робин Гуды оказываются трусами, когда дело доходит до правовой
оценки их поведения.
При общении в интернете, если собеседник
обещает применить к вам физическое насилие, достаточно спросить, а готов ли он
понести за это уголовную ответственность – при этом трусливая натура агрессора сразу
выходит на поверхность. Еще не встречал агрессоров, готовых отсидеть за
избиение.
Вот несколько примеров, как агрессор
изобличает свое, по сути, преступное поведение:
·
«Потерпевший у меня никогда бы не подал заявление в милицию!»
·
«Задача - победить. Если для победы надо соврать, значит это приемлемо»
·
«Потерпевшего надо так избить, чтобы не повадно было
потом заявления в милицию подавать, и привести друзей, которые подтвердят, что это
потерпевший тебя избил»
Личности с такими взглядами, что бы их
не сподвигло на применение насилия, ни в коем случае не являются положительными
людьми, по сути они преступники, которые используют самосуд в своих интересах.
Было неоднократно замечено, что если
человек цинично относится к женщинам, то его тут же обвиняют в гомосексуализме.
Если человек начинает защищать свою гетеросексуальную ориентацию, его тут же манипулятивно обвиняют в латентном гомосексуализме – т.е.
говорят, что он подсознательно гомосексуализм. Причины не очень понятны, но
факт налицо.
Позволю себе небольшую интерпретацию в
отношении девушек. Если человек ведет себя цинично и сексуально агрессивно по
отношению к девушке, она пугается, и, защищаясь, строит рационализацию, что
агрессор на самом деле гомосексуалист – в таком случае ей нечего бояться.
Психоанализ сегодня очень моден. Немалую
популярность ему обеспечивает возможность произвольных интерпретаций фактов
действительности. При этом легко построить такую интерпретацию, которая
устраивает манипулятора, и обеспечивает ему победу над соперником.
При детальном рассмотрении такой интерпретаций
выясняется, что она является обычной манипуляцией, т.е. ложью, направленной на
получение преимущества. Но в споре такой прием
выглядит эффективно, т.к. придает человеку имидж психоаналитика, знатока
человеческих душ. При этом забывается, что психоаналитиком можно считать только
человека с соответствующим дипломом и уж точно психоаналитик не будет ставить
диагнозы публично, в силу этики своей профессии.
Наиболее распространенной психоаналитической
манипуляцией является приписывание собеседнику комплексов. Примеры:
·
«Ты реально такой закомплексованный, что ищешь
любого повода продемонстрировать, в чем ты мог бы быть лучше остальных»?
·
«У тебя воспаленный комплекснеполноценности»
·
«Присутствует какой-то комплекс неполноценности, раз кричит об этом на
каждом углу»
Для защиты от подобных манипуляций можно
напомнить собеседнику, что он не психоаналитик, и попросить переформулировать
свое утверждение, не употребляя медицинских терминов.