Велокат – это гибрид самоката и велосипеда для жителя города. Основные его преимущества – компактность в сложенном состоянии, быстрота сборки-разборки, возможность перемещаться с зачехленным агрегатом в метро, малый вес. Основное назначение – решение проблемы последней мили, чтобы добраться от работы до метро или от метро до дома.
На велокате ездят стоя, как на самокате, держась руками за руль и крутя педали. В сложенном состоянии велокат транспортируют, катя на колесах, как мы катим чемоданы на колесиках или складные прогулочные летние коляски.
Сначала я составил проект велоката, нарисовал его на бумаге.
Комплектующие:
Конструктивно велокат прост – он состоит из двух труб, вертикальной и горизонтальной, которые соединяются между собой с помощью Т-образного коннектора, состоящего из двух труб чуть большего диаметра, соединенных под необходимым углом.
Для складывания горизонтальная труба ручкой-фиксатором отсоединяется от коннектора, ставится в вертикальное положение и присоединяется к вертикальной трубе ручкой-фиксатором.
Учитывая своеобразный наклон горизонтальной трубы, заднее колесо должно быть или больше переднего, или оба колеса должны быть не очень высокими (примерно в 2/3 высоты колеса велосипеда BMX), смотрите схему, на которой изображен вариант построения велоката в пропорциях велосипеда BMX:
Красным нарисован вариант, когда используется большое заднее(1/1 BXM) и маленькое переднее колесо (1/2 BXM), желтым – когда используются два маленьких колеса одинакового размера (1/2 BXM) и синим – когда используются два средних колеса одинакового размера (2/3 BXM).
Ось передней звездочки не должна быть выше колена человека.
Для подстройки под рост ездока высоту крепления руля можно менять.
Сложенный велокат можно зачехлить двумя способами: 1. Целиком (до уровня пола) – в таком состоянии удобно ехать в метро даже в часы пик, колеса не будут никого пачкать. 2. До уровня колес – в таком состоянии велокат удобно катить на своих колесах. При этом можно легко откинуть чехол и зачехлить велокат целиком, если нужно зайти в вагон, например. Просто катить велокат можно и без чехла.
В настоящее время я собираю первый опытный образец велоката. Если он поедет, размещу здесь реальные фотографии и размеры прототипа под мой рост 176 см.
Для использования антиугонного троса в каждой трубе просверливаются отверстия, через которые пропускается антиугонный трос.
Велокат в собранном состоянии:
Велокат в разобранном состоянии:
Затем я реализовал проект в железе.
История создания велоката описана в моем дневнике http://fixin-archive.narod.ru/spring_2007.xml.htm
Повторю ее тут.
Сначала я купил велосипедные запчасти для велоката – колеса, вилки, звездочку и цепь:
Хорошие люди с rastabike дали мне раму старого велосипеда, откуда я выпилил втулку для педалей:
Для перекладин я купил металлические трубы, которые продаются на любом строительном рынке:
В авторемонтной мастерской я нашел сварщика, который приварил мне педальную втулку к раме и колонку руля к горизонтальной перекладине.
Вилку к трубе я прикрепил болтами:
В конечном итоге велокат стал выглядеть так и его уже можно было опробовать на улице:
При первой поездке труба оказалась недостаточно прочной и преломилась в месте сварки.
Тогда я засунул ее внутрь другой трубы, покрепче. Полученное крепление хорошо держалось:
Практика поездок на велокате показала, что переднее колесо слишком маленькое и ездить очень неудобно. Я заменил колесо на большее по размеру, соответственно, купил другую вилку.
В результате получился вот такой агрегат:
Кататься на нем было не очень удобно. Он вилял, т.к. сборка была любительской и не качественной. Но в целом около километра я на нем проехал.
Потом попытался продать, но никто не купил, даже на запчасти. Так и лежит у меня в кладовке. Правда, трубу кто-то отломал. Так что покататься на нем сейчас нельзя.